ИнАУ нашла негатив в законопроекте о защите авторских прав в интернете

Инау

Интернет Ассоциация Украины (ИнАУ) просит Госкомпредпринимательства вернуть на доработку законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по защите авторского права и смежных прав в сети Интернет» по причине возможных негативных последствий от внедрения предложенных законопроектом изменений, из-за противоречивости формулировок и несогласованности с нормами действующего законодательства. Об этом говорится в письме ИнАУ в Госкомпредпринимательства относительно проекта закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно защиты авторского права и смежных прав в сети Интернет», передает  IT Expert.

Отмечается, что Госслужбой интеллектуальной собственности Украины доработан проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по защите авторского права и смежных прав в сети Интернет» (далее - АП и СП). И в настоящее время названный законопроект подан на согласование в Госпредпринимательства .

ИнАУ считает необходимым принятие законопроекта из-за наличия проблемы защиты авторских прав, в частности из-за законодательной неурегулированности., но при детальном анализе его содержания усматриваются сомнительными предложения об изменении, т.к. предусмотренные в них новшества вряд ли будут способствовать достижению задекларированных в анализе регуляторного влияния проекта.

Как отмечают авторы письма, последняя редакция документа содержит многочисленные недостатки и нарушения действующего законодательства.

1. Относительно целей государственного регулирования и анализа механизмов, предлагаемых применить для решения проблем.

Основной проблемой законопроекта является отсутствие логического и четкого определения субъектов, на которых будет направлено действие законопроекта. В частности неоднозначное определение «сервисной службы» и лиц, в отношении которых поступило заявление о нарушении АП и (или) СП.

Для достижения положительных результатов внедряемого регулирования необходимо разграничить контент-провайдеров и сервис-провайдеров; в механизме взаимодействия определить статус и возможные действия каждого участника процесса, определить ответственность за противоправные действия каждого из участников взаимоотношений.

Законопроектом предлагается решение споров вокруг нарушенных АП и (или) СП путем внесудебных процедур.

При этом, процедуры доказательства факта правонарушения (его отсутствия) законопроектом не предусматривается, достаточным будет наличие заявления об обнаружении нарушения АП и (или) СП в сети Интернет.

Следует отметить, что при практической реализации законопроекта в предложенной редакции, он фактически закрепит механизм спекуляции «заявителями» своими якобы нарушенными правами с целью блокирования работы веб-сайта и/или формирование негативного имиджа «лиц, в отношении которых есть претензия», и могут стать новым инструментом борьбы с конкурентами в сети Интернет, что может вызвать массовый отток клиентов в зарубежные дата-центры . Целесообразно отметить, что законопроектом не предусматривается никаких санкций к таким недобропорядочным «заявителям».

К тому же, внесудебное решение споров не соответствует действующему законодательству Украины.

2. Действующие нормативные акты, с которыми согласовываются положения проекта закона:

1) Законопроектом нарушаются нормы Конституции, которыми регламентирована презумпция невиновности - лицо считается невиновным в совершении противоправного деяния, пока его виновность не будет доказана в законном порядке и установлена судебным решением. Никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении правонарушения.

2) Законопроект нарушается презумпция авторства, предусмотренная ст . 11 закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» - первичным субъектом, которому принадлежит авторское право, является автор произведения. При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.

3) Законопроект нарушаются права потребителей на надлежащее качество и обслуживание, предусмотренные ч.1 ст.4 закона Украины «О защите прав потребителей» и права потребителей телекоммуникационных услуг на свободный доступ к таким услугам, их своевременное и качественное получение, поскольку на практике, блокирование доступа к соответствующим объектам АП и (или) СП на сайте, физически будет означать отключение конечного оборудования абонента при наличии минимальных оснований нарушения АП и (или) СП в сети Интернет.

4) Нарушение закона Украины «О защите экономической конкуренции» - субъекты хозяйствования, органы власти, органы местного самоуправления, а также органы административно - хозяйственного управления и контроля обязаны содействовать развитию конкуренции и не совершать каких-либо неправомерных действий, которые могут иметь негативное влияние на конкуренцию.

5) Нарушение закона Украины «О телекоммуникациях» - отсутствие таких видов деятельности как «предоставление услуг в сети Интернет», или «услуги по размещению и (или) технического обеспечения функционирования сайта в сети Интернет» , или «блокировки доступа».

6) Нарушение ст. 361 Уголовного кодекса «вмешательство в работу телекоммуникационных сетей» - поскольку термин «блокирование доступа» не согласуется с действующей редакцией закона Украины «О телекоммуникациях» и позволяет неоднозначное трактование и может использоваться, в том числе как вмешательство в телеком-сети.

7) Нарушение закона Украины «О телекоммуникациях» - поскольку предложенное понятие «сервисная служба» - провайдеры, операторы телекоммуникаций, другое предприятие, которое предоставляет услуги по размещению и (или) техническое обеспечения функционирования (администрирование) сайта, на котором размещены объекты авторского права и (или) смежных прав, в том числе услуги по регистрации доменных имен в сети Интернет, не корреспондируется с нормами указанного специального закона Украины, а потому точно нельзя четко определить субъекты, подпадающие под действие законопроекта.

Реализация поставленных перед законопроектом целей по защите в сети Интернет законных прав и интересов лиц , которым принадлежат права на объекты АП и ( или) СП , а также выполнения Украиной своих международных обязательств, достигается путем нагрузки субъектов в сфере телекоммуникаций дополнительными обязанностями , а в случае их ненадлежащего исполнения применения последним административных санкций. Такой способ является неэффективным, неадекватным и нарушает баланс интересов потребителей при получении телекоммуникационных услуг операторов, провайдеров телекоммуникаций, регламентируя исключительные и законные случаи приостановления их работы.

«С целью предупреждения возможных негативных последствий от внедрения предложенных законопроектом изменений, а также с учетом угроз, которые несут отдельные нормы законопроекта из-за противоречивости формулировок и несогласованность с нормами действующего законодательства Украины, законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по защите авторского права и смежных прав в сети Интернет» требует существенной доработки с учетом приведенных в этом письме замечаний», - считают в ИнАУ.

В этой связи авторы письма просят Госкомпредпринимательства «отказать в согласовании проекта регуляторного акта и направить проект закона на доработку главному разработчику».

Как сообщалось ранее, ИнАУ раскритиковала законопроект про контроль соблюдения авторских и смежных прав в интернете и предлагает его существенно доработать, о чем на имя министра образования и науки Дмитрия Табачника было направлено соответствующее письмо, в котором отмечается, что документ требует «существенной доработки с учетом приведенных… замечаний».

 

Еще интересное

Украинские хакеры «положили» сайт МВД и обещают заблокировать сайты и других госструктур.

Пользователь Ирек Мавлиев опубликовал у себя на странице запись, ссылка в которой вела на приложение, автоматически публикующее

Воспользовавшись специальным сервисом для подмены номера телефона, группа пранкеров позвонила с мобильных номеров Павла Дурова и менеджера по работе с партнёрами «ВКонтакте» другим сотрудникам соцсети. Об этом сообщает TJournal.

Таким образом, злоумышленник может с легкостью обойти защиту карты и получить доступ к конфиденциальной информации пользователя.

Прокуратура США отказалась от части обвинений в адрес журналиста и интернет-активиста Баррета Брауна (Barrett Brown). Соответствующее заявление прокурора 6 марта опубликовало издание Mashable.

Международная антивирусная компания ESET предоставила результаты анализа банковского трояна Win32/Corkow, ориентированного на украинские и российские системы дистанционного банковского обслуживания.